Речь пойдет о народах, численность которых чаще всего не превышает и
нескольких сотен человек. За тысячелетия их существования, быт этих
людей остался практически неизменным. Они
придерживаются образа жизни, которым жили из далекие предки, чтут свои
традиции, передаваемые из поколения в поколение, хранят свою веру и
язык. Такие народности ведут обособленный образ жизни, стараясь не
смешиваться с другими, более многочисленными народами. Именно поэтому мы
так мало знаем о них.
серия 1 - Нганасаны. Последние из шаманского рода Нгамтусо
Далеко за полярным кругом застыл в снегах Таймыр. Самый северный полуостров России, где нашли свой дом древние шаманы – предки нганасан. Нганасане всегда были народом малочисленным. В 19 веке всего около тысячи человек называли себя нганасанами, и эта цифра не менялась долгие годы. Но за последние 30 лет их число сократилось на треть. Столько же лет на Таймыре не возводятся чумы и не рождаются, великие шаманы.
серия 2 - Дигорцы. Наследники скифов
Современные осетины - прямые потомки древних алан - делятся на два субэтноса – иронцы и дигорцы. Первое упоминание о дигорцах мы находим в «Армянской истории и географии» VII века. Согласно переписи 2010 года только 223 человека назвали себя дигорцами.
серия 3 - Ижоры. Возвращение овсяного медведя
Ингры, Инкери или, как их называли русские, Ижоры – коренное население земель между Финским заливом и Ладогой. Территория эта постепенно заселялась после отхода ледника, примерно 10-12 тысяч лет назад. 20 век с его революциями и войнами обернулся для ижор катастрофой. Согласно переписи 2010 года ижорами указали себя лишь 266 человек, а древнейший ижорский язык, принадлежащий к финно-угорской группе, включен ЮНЕСКО в Атлас языков мира, находящихся под значительной угрозой исчезновения.
серия 4 - Теленгиты. Стражи небесных пастбищ
Согласно переписи 2010 года, теленгитов в Республике Алтай осталось всего - 3712 человек. Все богатство местных кочевников-скотоводов – это их родовые пастбища. Каждый год, в начале лета старейшины общин, главы семейств, женщины и дети собираются на торжественный молебен, приуроченный к началу летней перекочевки. Они до сих пор живут по лунному календарю, согласно которому снимаются с насиженных мест лишь после первого летнего новолуния в начале июня.
серия 5 - Тубалары. Дети тайги
Есть на Земле места, где кажется, что время застыло, а прошлое отражается в настоящем. Одно из таких мистических мест – Телецкое озеро. У Телецкого озера есть еще одно название – Золотое. Говорят, там, на самой глубине - покоится самородок золота величиной с конскую голову. Давным-давно его нашел в лесу охотник и спрятал дома на черный день. И настало голодное время: ушел зверь, уплыла рыба. Решил охотник обменять золото на еду. Но оказалось, что оно не нужно никому в тайге. Не зажаришь его ...
серия 6 - Саами. Тайны Сейдозера
История саамского народа уходит корнями в глубокую древность. Прапредки саами были известны ещё древнегреческим и древнеримским авторам. Упоминание о них встречается в 325 году до нашей эры у историка Пифея. Викинги в средневековье называли представителей этого народа "лопь", так появилось слово Лапландия, то есть "земля лопарей". И она объединяет все земли, где живут саами. В нашей стране саами проживают в Мурманской области. А центром их культурной жизни считается село Ловозеро. Представителей этого народа в России, согласно переписи 2010 года, осталось всего 1771 человек.